Исключительно высокое качество магнитной записи позволило ей сразу
завоевать самое широкое применение в радиовещании. После того как
появились магнитофоны, практически невозможно стало различать, какая
передача идет непосредственно из студии, а какая в записи на магнитной
ленте. Еще в первые годы радиовещания в передачах широко применяли
воспроизведение записи грампластинок и фотографических фонограмм. С
появлением магнитофонов процент передач в форме «звуковых консервов»
несоизмеримо вырос и продолжает расти до наших дней.
В самом деле, если качество передачи от применения звукозаписи не изменяется, то зачем заставлять артистов и других исполнителей приезжать на радиостудию обязательно на время передачи? Ведь можно соответствующее выступление записать в иное время, удобное и техническому персоналу и тем, кто должен выступать перед микрофоном, а затем, позже, эту запись передать радиослушателям. Записи радиопередач и отдельных выступлений можно сохранить в течение любого срока и использовать их впоследствии, если потребуется, многократно. Каждый современный радиодом имеет фонотеку — хранилище огромного числа самых разнообразных записей. Когда необходимо составить концерт или подобрать звуковое сопровождение к инсценировке, режиссеры радиопередач по картотекам разыскивают нужный материал и в считанные часы монтажеры, пользуясь записями из фонотеки, подготавливают новую запись. Важную роль в актуальных передачах играют репортажи, т. е. записи, сделанные непосредственно в месте событий. Для этой цели репортеры располагают специальными малогабаритными легкими магнитофонами, пользуясь которыми, они могут вести запись на заводе и в поле, в лесу и в шахте, на самолете и в подводной лодке. Такие же магнитофоны используют собиратели народного творчества, былин, сказок, песен, сказаний, повествований, свидетелей разных исторических событий.
Все, что до сих пор было сказано о применении звукозаписи в радиовещании, относится также к возникшей сравнительно недавно записи на магнитную ленту телевизионных изображений с помощью так называемых видеомагнитофонов. Сейчас радио или телевизионную передачу можно осуществлять практически из любой точки земного шара и даже из космоса. Но когда в одном месте земного шара происходит интересное событие, в других местах, куда его следует передать, может быть ночь или иное неподходящее время. Значит, нужно изображение и звук задержать на несколько часов, записать, а потом воспроизвести. Так поступают при передаче из одного временного пояса в другой репортажей из космоса, различных международных соревнований и других важных событий.
Однако основная нагрузка видеомагнитофонов такая же, как у магнитофонов — это подготовка передач заранее. На некоторых студиях телевидения до 80% оригинальных передач (не кинофильмов) идет в записи на видеомагнитофон.
|